СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
В современных реалиях принцип адаптивности становится абсолютной необходимостью нормального функционирования сложных технических систем. Для достижения адаптивности синтез регулятора может основываться как на классической теории автоматического управления, так и на различных приближенных методах интеллектуального управления. В данной работе проведен анализ публикаций за последнее десятилетие, посвященных новым подходам к проектированию адаптивных систем управления различными подвижными объектами, имеющими приводной исполнительный механизм. Первая часть обзора посвящена классическим методам, в том числе адаптивному регулятору с эталонной моделью, и новым областям его применения в технике (для управления вибрационной машиной и платформой Стюарта). Отмечено сходство классического адаптивного управления и машинного обучения. Во второй части представлены результаты исследований, основанных на совместном использовании классического регулятора и различных интеллектуальных методов, таких как нечеткая логика, нейронные сети и машинное обучение, образующих сложные многосоставные структуры управления. Результаты показывают, что применение такого интегрированного подхода может значительно улучшить работу основного регулятора, расширив его адаптивные возможности по отношению к неопределенностям и изменению параметров, возмущениям и эффектам от нелинейностей.
Рассматривается проблема адаптивного слежения по выходу для класса неустойчивых многоканальных линейных систем с различным значением запаздывания управляющих сигналов при наличии неизвестных внешних возмущений. Предполагается, что задающий сигнал и внешние возмущения имеют гармоническую форму с неизвестными частотой, амплитудой, фазой и смещением. Возмущения могут быть несогласованными и могут оказывать влияние как на входы, так и на выходы системы. Для решения задачи предлагается сначала выполнить развязку каналов системы с помощью метода линейной обратной связи по состоянию на основе классического подхода Фальба—Воловича, тем самым преобразовав ее в форму с независимыми каналами управления. В результате развязки каналов передаточная матрица замкнутой многоканальной линейной системы приобретет диагональную форму. Данный подход к развязке каналов позволяет в случае наличия в передаточной функции неминимально-фазовых передаточных нулей исключить их и привести исходную систему к форме с передаточными функциями с независимыми интеграторами. Далее предлагается сконструировать наблюдатель переменных состояния задающего сигнала и возмущающего воздействия и затем синтезировать адаптивное управление, обеспечивающее слежение за задающим сигналом и компенсацию внешнего возмущения. В работе применяется алгоритм адаптации с расширением памяти регрессора. Предлагаемый подход гарантирует ограниченность всех сигналов в замкнутой системе и асимптотическую устойчивость выходной переменной. Эффективность предлагаемого подхода проиллюстрирована на числовом примере в программной среде MATLAB/Simulink. Предлагаемое решение задачи адаптивного слежения по выходу для многоканальных линейных систем с различным значением задержки в каналах управления при наличии внешних неизвестных возмущений реализуемо для случая "квадратных" систем, когда число входов и число выходов многоканальной системы совпадают.
Рассматривается задача синтеза оптимального следящего управления для нелинейных систем на конечном интервале времени. При этом используется представление системы в форме пространства состояний с матрицами, коэффициенты которых зависят от состояния (state-dependent coefficients, SDC). Проблема поиска решения для задачи слежения на конечном интервале времени в нелинейной SDC-постановке связана с поиском решения матричного дифференциального уравнения Риккати и дифференциального уравнения для вспомогательного вектора прямой связи, начальные условия для которых обычно задаются на правом конце. Типовой подход к решению таких задач использует интегрирование этих уравнений в обратном направлении (справа налево), где для расчета SDC-матриц системы требуется информация о переменных состояния системы и управления, которая без применения дополнительных мер не доступна. Для преодоления указанной проблемы неизвестности вектора состояния при интегрировании "справа налево" в данной статье предложен подход к синтезу, основанный на выводе решения через соответствующие дифференциальные уравнения для матрицы Риккати и вспомогательного вектора, начальные условия для которых однозначно задаются на левом конце временного интервала благодаря применению специального преобразования Риккати, отличного от типового. Это позволяет рассчитать управление интегрированием соответствующих дифференциальных уравнений в прямом времени, что снимает проблему неизвестности вектора состояния. Предложенный подход протестирован на академическом примере осциллятора Ван дер Поля, для которого дополнительно выполнено исследование результативности предложенного метода в сравнении с наиболее популярными существующими подходами. Результаты компьютерного моделирования подтвердили преимущество предложенного метода как с точки зрения терминальной точности слежения за задающим сигналом, так и с точки зрения среднеквадратической ошибки слежения.
РОБОТЫ, МЕХАТРОНИКА И РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Значимость четвероногих роботов заключается в их уникальной конструкции и функциональности, которые позволяют им перемещаться по различным ландшафтам с незаурядной ловкостью и устойчивостью. В отличие от популярных колесных роботов четвероногие роботы имитируют передвижение четвероногих животных, что позволяет им преодолевать неровные поверхности, препятствия и сохранять равновесие в сложных условиях. В статье представлена разработка нового гибридного четвероногого робота с колесами на ногах. Своеобразная конструкция робота позволяет ему функционировать по аналогии с двуногим роботом, выполняя стационарные задачи, не требующие изменения его местоположения в пространстве; в то же время колеса на концах ног позволяют роботу быстро передвигаться по ровной жесткой подстилающей поверхности. Двойная функциональность повышает универсальность робота и расширяет спектр задач, которые он может выполнять, что делает его пригодным для различных применений в исследовательских и практических приложениях. Представлены процедуры проектирования, моделирование и статический структурный анализ робота.
Информация о параметрах жесткости шарниров и звеньев манипуляторов часто необходима для реализации высокоточных систем управления, использующихся для выполнения технологических операций с субмиллиметровой точностью при наличии внешних нагрузок. В статье предлагается метод идентификации коэффициента торсионной жесткости шарнира одностепенного манипулятора на основе использования микроэлектромеханического инерциального измерительного модуля (ИИМ), состоящего из акселерометра и датчика угловых скоростей. Метод основан на идентификации модели динамики шарнира с неизвестным коэффициентом торсионной жесткости, описываемой с помощью передаточной функции (ПФ), на основе информации о входных и выходных сигналах этой ПФ (угол поворота двигателя и угол поворота звена соответственно). Для идентификации параметров ПФ шарнира строится амплитудно-частотная (АЧХ) и фазо-частотная (ФЧХ) характеристики системы. Для этого на вход привода подаются гармонические сигналы, имеющие разную частоту. Входной сигнал ПФ измеряется с помощью энкодера двигателя, а выходной сигнал восстанавливается по данным, поступающим от ИИМ. С помощью измеренных входных и выходных сигналов рассчитываются изменение амплитуды и сдвиг фазы проходящего через систему сигнала. На основе этих данных и аналитического описания АЧХ и ФЧХ рассчитываются постоянные времени ПФ, описывающей шарнир с неизвестным коэффициентом жесткости. Затем значения идентифицированных постоянных времени используются для расчета коэффициента жесткости. Предложенный метод, в отличии от существующих методов идентификации коэффициентов жесткости манипуляторов, не требует дополнительного оборудования для приложения внешних сил к манипулятору или использования дорогостоящих внешних высокоточных измерительных систем для измерения смещений рабочего инструмента в пространстве. Результаты экспериментальной проверки предложенного метода на одностепенном манипуляторе подтверждают его работоспособность и высокую точность.
ДИНАМИКА, БАЛЛИСТИКА, УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Одной из наиболее актуальных задач современной динамики космического полета является задача обеспечения безаварийного спуска космического аппарата на поверхность Марса, имеющего атмосферу. При спуске в атмосфере Марса критически важным для успешной реализации миссии представляется выполнение заданных ограничений на значения угловых скоростей и угловой ориентации космических аппаратов. В статье рассматривается техническая проблема управляемой оптимальной стабилизации космического аппарата с малой асимметрией относительно центра масс в атмосфере Марса. Решение этой научной проблемы необходимо для выполнения безаварийного разворачивания тормозного парашюта. Отличительной особенностью данной работы является синтез выражений для одновременного управления космическим аппаратом по трем составляющим угловой скорости и двум углам ориентации в атмосфере Марса. В качестве исходной системы уравнений атмосферного движения применяются известные квазистатические уравнения, описывающие вращение космического аппарата с малыми асимметриями. Перед решением задачи синтеза управления эти уравнения линеаризуются по угловым скоростям и углам ориентации. Цель работы — синтезировать закон оптимального управления вращательным движением космического аппарата, имеющего малую массово-аэродинамическую асимметрию. Искомое управление должно стабилизировать в атмосфере Марса спускаемый космический аппарат как по угловым скоростям, так и по углам ориентации. Метод динамического программирования позволяет решить задачу о синтезе искомых управлений. В качестве основных упрощающих предположений в работе используются: предположение о малости угловых скоростей, предположение о малости углов атаки и скольжения, предположение о малости смещения центра масс, предположение о малости аэродинамических моментов от нарушения осесимметричной формы, а также предположение о реализации компланарного сочетания асимметрий. Численное моделирование показывает, что полученные выражения обеспечивают требуемую минимизацию углов ориентации и угловых скоростей до момента ввода в действие тормозной парашютной системы. Следовательно, синтезированные управления стабилизируют космический аппарат относительно центра масс.
ISSN 2619-1253 (Online)

















.png)






