Preview

Мехатроника, автоматизация, управление

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Моделирование использования бортовых интеллектуальных систем тактического уровня в аварийной посадке пассажирского самолета на реку Нева (август 1963 г.)

https://doi.org/10.17587/mau.20.122-127

Полный текст:

Аннотация

Бортовые интеллектуальные системы тактического уровня (БИС ТУ) в процессе полета самолета решают задачи оперативного целеполагания и конструирования способа достижения оперативно назначенной цели полета. Задачу оперативного целеполагания решают интеллектуальная информационная система "Ситуационная осведомленность экипажа" (ИИС СОЭ) и бортовая оперативно советующая экспертная система "Оперативное целеполагание" (БОСЭС-целеполагание). Среди обнаруженных потенциальных угроз ИИС СОЭ выделяет непосредственные угрозы (НУГ) выполнению текущего этапа полета (коллизия "Текущий этап полета — возникшая НУГ). Наиболее приоритетная НУГ передается в БОСЭС-целеполагание, которая рекомендует экипажу текущую цель полета. Если экипаж принимает эту рекомендацию, то включается соответствующая бортовая оперативно советующая экспертная система "Конструирование способа достижения этой цели полета" (БОСЭС ТС "Назначенная цель полета"). Найденный способ рекомендуется экипажу для реализации. Если назначенная цель была проработана в полетном задании, то рекомендуется заранее подготовленный способ ее достижения. Проиллюстрирована работа БИС-ТУ в условиях полета пассажирского самолета ТУ-124, который в августе 1963 г. был вынужден совершить аварийную посадку на р. Нева в центре Ленинграда. Для условно оснащенного БИС ТУ и необходимыми для их работы измерительными системами самолета опишем роль и результат работы БИС ТУ в возникших в полете коллизиях.

Об авторах

Б. Е. Федунов
ФГУП ГосНИИАС
Россия
д-р техн. наук, проф., нач. сектора



А. В. Бойцов
МАИ (технический университет)
Россия
студент



И. С. Гиндце
МАИ (технический университет)
Россия
студент



Т. Е. Кондратова
МАИ (технический университет)
Россия
студент



М. А. Семенова
МАИ (технический университет)
Россия
студент



С. А. Шатковская
МАИ (технический университет)
Россия
студент



Список литературы

1. Как 55 лет назад на Неву сел самолет // Газета "Петербургский дневник". № 153—154. 20 августа 2018. С. 8—9.

2. Федунов Б. Е. Модель "Этап" для разработки облика бортовых интеллектуальных систем антропоцентрических объектов // Онтология проектирования". 2012. № 2 (4). С. 36—43.

3. Колисниченко А. В., Федунов Б. Е. Бортовая интеллектуальная информационная система "Ситуационная осведомленность экипажа вертолета" // Мехатроника, автоматизация, управление. 2016, № 10. С. 703—708.

4. Желтов С. Ю., Федунов Б. Е. Оперативное целеполагание в антропоцентрических объектах с позиции концептуальной модели "Этап". I. Структуры алгоритмов поддержки процесса решения задачи экипажем // Изв. РАН. ТиСУ. 2015. № 3. С. 57—71.

5. Желтов С. Ю., Федунов Б. Е. Оперативное целеполагание в антропоцентрических объектах с позиции концептуальной модели "Этап". II. Режимы работы бортовой оперативно советующей экспертной системы "Оперативное целеполагание", диалоги с экипажем // Изв. РАН. ТиСУ. 2016. № 3. С. 55—69.

6. Федунов Б. Е. "Электронный летчик": "Точка невозврата" пройдена не будет. Бортовые оперативно советующие экспертные системы тактического уровня для пилотируемых летательных аппаратов // Авиапанорама. 2016. № 1. С. 9—20.

7. Федунов Б. Е. Базовая алгоритмическая оболочка бортовых оперативно советующих экспертных систем типовых ситуаций функционирования объекта // Изв. РАН. ТиСУ. 2009. № 5. С. 90—101. Fedunov B. E. Basic Algorithmic Shell of Onboard Real? Time Advisory Expert Systems for Operation Situations Typical for an Object. Journal of Computer and Systems Sciences International, 2009, Vol. 48, No. 5, pp. 752—764. © Pleiades Publishing, Ltd., 2009.

8. Федунов Б. Е. Механизмы вывода в базе знаний бортовых оперативно советующих экспертных систем // Изв. РАН. ТиСУ. 2002. № 4.

9. Стефанов В. А., Федунов Б. Е. Бортовые оперативно-советующие экспертные системы (БОСЭС) типовых ситуаций функционирования антропоцентрических (технических) объектов. М.: Изд-во МАИ, 2006. 191 с.


Для цитирования:


Федунов Б.Е., Бойцов А.В., Гиндце И.С., Кондратова Т.Е., Семенова М.А., Шатковская С.А. Моделирование использования бортовых интеллектуальных систем тактического уровня в аварийной посадке пассажирского самолета на реку Нева (август 1963 г.). Мехатроника, автоматизация, управление. 2019;20(2):122-127. https://doi.org/10.17587/mau.20.122-127

For citation:


Fedunov B.E., Bojtsov A.V., Gindtse I.S., Kondratova T.E., Semenova M.A., Shatkovskaja S.A. The Onboard Intellectual Systems of Tactical Level in a Crash Landing of the Passenger Plane on the River Neva (August, 1963). Mekhatronika, Avtomatizatsiya, Upravlenie. 2019;20(2):122-127. (In Russ.) https://doi.org/10.17587/mau.20.122-127

Просмотров: 56


ISSN 1684-6427 (Print)
ISSN 2619-1253 (Online)