Preview

Мехатроника, автоматизация, управление

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Концепция построения эргатического интерфейса многофункционального авиационного комплекса с интегрированной модульной авионикой

https://doi.org/10.17587/mau.20.59-64

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается концепция построения и архитектура эргатического интерфейса перспективного авиационного комплекса с использованием интегрированной модульной авионики, которые базируются на методологии рационального согласования совокупных свойств взаимодействия человека-оператора, техники и модуля формирования образа цели управления и применения в интересах повышения эффективности деятельности экипажа и безопасности полета. Описываются системы отображения информации и контроля, формируемые на базе цифровых электронных устройств и комплексного управлени я информацией с разделением времени операций контроля и отображения данных и с обеспечением наиболее удобной формы представления информации. В таких системах воспроизводится только та информация, которая необходима летчику для данного режима полета, либо вызвана им по требованию. Широкие возможности в варьировании объема и вида представления отдельных параметров в зависимости от режимов полета требуют инженерно-психологического обоснования принципов рационального информационного обеспечения летчика в процессе решения профессиональных задач. Приводятся результаты сравнительных исследований принципов отображения пространственного положения ЛА для трех типов индикации: "вид с самолета на землю" (тип 1), "вид с земли на самолет" (тип 2) и "вид своего самолета и "лидера" (образа цели управления) с другого самолета, находящегося сзади на одной и той же высоте и путевой скорости" (тип 3), показавшие преимущества третьего вида индикации — информационной командно-лидерной индикации. Этот тип индикации обеспечивает формирование у летчика геоцентрического образа полета относительно земной нормальной системы координат, направлениями осей которой является вектор путевой скорости, гравитационная вертикаль и линия горизонта, а также образ цели управления и применения в виде отображения заданного пространственного положения и изменения положения его конфигурации в соответствии с принципом управления "делай как я". Рассматриваются возможности использования ИМА-технологии и мнемокадров с информационной командно-лидерной индикацией, позволяющие повысить эффективность деятельности экипажей многофункциональных авиационных комплексов.

Об авторах

А. В. Воробьёв
АО "НИИ авиационного оборудования".
Россия
д-р техн. наук, генеральный директор — генеральный конструктор.


М. М. Сильвестров
АО "НИИ авиационного оборудования".
Россия
д-р техн. наук, проф., советник генерального директора.


Ю. И. Бегичев
АО "НИИ авиационного оборудования".
Россия
канд. техн. наук, доц., вед. науч. сотр.


Л. О. Котицын
АО "НИИ авиационного оборудования".
Россия
канд. техн. наук, вед. науч. сотр.


Д. Н. Левин
ПАО "ОКБ Сухого".
Россия
канд. техн. наук, зам. нач. отдела.


Список литературы

1. Fogel L. J. Biotechnology: Concepts and Application. Prentice-Hall, Englewood Cliffs, N. J., 1963.

2. Gagne R. M., Melton A. M. (eds.) Psychological Principles in System Development. Holt, Rinehart and Winston, New York, 1962.

3. Woodson W. E., Conover D. W. Human Engneering Guide for Equipment Designers. Second edition, Univ. of California Press Berkeley, Los Angeles, 1966.

4. Бондаренко А. Г., Харитонов В. В., Сомов М. В. Эргономические проблемы эксплуатации летательных аппаратов, оборудованных "стеклянными" кабинами // Проблемы безопасности полетов. 2014. № 5. С. 34—36.

5. Минеева Е. А., Мухамедшина Л. Х. К вопросу об эргономической организации рабочего места экипажа кабины самолета // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2015. № 1. С. 110—113.

6. Пономаренко В. А. О роли военной эргономики и авиационной медицины в создании авиационных комплексов // Военная мысль. 2000. № 2. С. 52.

7. Харитонов В. В., Серегин С. Ф. Эргономические недостатки кабин самолетов как факторы риска безопасности полетов // Вопросы безопасности. 2017. № 5. С. 1—11.

8. Харитонов В. В., Бондаренко А. Г., Кокташев М. А. Проблемы эргономического сопровождения разработки и внедрения "стеклянных кабин" в состав компоновки оборудования летательных аппаратов // Матер. Всеросс. науч.практ. конф. "АВИАТОР". Воронеж, 2015. С. 200—206.

9. Левин Д. Н., Сильвестров М. М., Пономаренко А. В., Федоров А. В. Эргатический информационно-управляющий комплекс многофункциональных маневренных самолетов // Полет. 2010. № 4.

10. Левин Д. Н., Пономаренко А. В., Сильвестров М. М. Методология построения эргатического интерфейса перспективного маневренного самолета с интегрированной модульной авионикой // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2016. Вып. 4.

11. Сильвестров М. М., Бегичев Ю. И., Варочко А. Г., Козиоров Л. М., Луканичев В. Ю., Наумов А. И., Чернышов В. А. Эргатические интегрированные комплексы летательных аппаратов. М.: Филиал Воениздата, 2007. 512 с.

12. Сильвестров М. М., Бегичев Ю. И., Варочко А. Г., Воробьев А. В., Котицын Л. О., Левин Д. Н., Насенков И. Г., Ползик В. П., Пономаренко А. В. Методология построения эргатического интерфейса многофункциональных авиационных комплексов с интегрированной модульной авионикой. М.: Изд. МБА, 2016. 316 с.


Для цитирования:


Воробьёв А.В., Сильвестров М.М., Бегичев Ю.И., Котицын Л.О., Левин Д.Н. Концепция построения эргатического интерфейса многофункционального авиационного комплекса с интегрированной модульной авионикой. Мехатроника, автоматизация, управление. 2019;20(1):59-64. https://doi.org/10.17587/mau.20.59-64

For citation:


Vorobyov A.V., Silvestrov M.M., Begichev Y.I., Kotitsyn L.O., Levin D.N. Concept of Construction of Ergatical Interface of Multifunctional Aviation Complex with Integrated Modular Avionics. Mekhatronika, Avtomatizatsiya, Upravlenie. 2019;20(1):59-64. (In Russ.) https://doi.org/10.17587/mau.20.59-64

Просмотров: 18


ISSN 1684-6427 (Print)
ISSN 2619-1253 (Online)