Preview

Мехатроника, автоматизация, управление

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Исследование комплексной системы управления летательного аппарата вертолетного типа при отказах бортового оборудования

https://doi.org/10.17587/mau.20.568-575

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается комплексная система управления летательным аппаратом вертолетного типа, приводится описание ее проектирования в зависимости от требований, предъявляемых к летательному аппарату, и взаимодействия с сопрягаемым бортовым оборудованием. Основными элементами исследуемой системы являются подсистемы дистанционного и автоматического управления вертолетом. В процессе разработки подобной системы большое внимание уделяется обеспечению высокого уровня их надежности и сохранению функций, необходимых для безопасного завершения полета. Поэтому основным требованием, предъявляемым к комплексной системе управления, является вероятность ее отказа при резервном управлении с улучшением устойчивости объекта управления не выше 10–9. Проведен анализ комплексной системы управления на отказобезопасность в условиях отказа элементов, входящих в ее состав. В процессе анализа проведена оценка отказобезопасности подсистем дистанционного и автоматического управления. При этом для каждой системы рассматривалось влияние явных и не явных отказов на изменение управляемости летательного аппарата и на безопасность его полета. Также выполнен анализ системы в условиях отказа бортового оборудования аппарата. Особое внимание в работе уделяется исследованию динамики исполнительного механизма системы в условиях отказа бортовой системы гидравлического питания. Приведены результаты исследований изменения усилия, скорости и добротности электрогидравлического привода при различных отказах линий гидравлического питания на борту летательного аппарата. Полученные результаты могут быть использованы в процессе проектирования комплексных систем управления, при исследовании электрогидравлических приводов и при разработке способов парирования последствий отказов бортового оборудования вертолета относительно комплексной системы управления, в том числе при создании алгоритмов реконфигурации системы и логики контроля функционирования ее элементов.

Об авторах

А. А. Большаков
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого
Россия

д-р техн. наук, проф.

г. Санкт-Петербург



А. А. Кулик
ОАО "Конструкторское бюро промышленной автоматики"
Россия

канд. техн. наук, инженер-системотехник I кат.

г. Саратов



Список литературы

1. Оболенский Ю. Г., Ермаков С. А., Карев В. И., Константинов С. В., Селиванов А. М., Сухоруков Р. В. Системы дистанционного управления и рулевые приводы // Труды МАИ. 2013. Т. 20. № 2.

2. Есаулов С. Ю., Вайнпрес А. А., Филенков Е. В., Ильин И. Р. Системы электрического дистанционного управления для вертолетов // Полет. 2015. № 8—9. С. 39—54.

3. Gallot J., Millon G., Clerc C. The Flyby-Wire Concept and Its Application to theNH90 Helicopter // 15th European Rotorcraft Forum. 1989. Amsterdam.

4. Stiles L., Wittmer K. The S-92 GoesFly By Wire. // 64th Annual Forum of the American Helicopter Society. 2008. Montral. Canada.

5. Kim S. K., Bothell M., Fortenbaugh R. The Bell 525 Relentless, The World’s First "Next Generation" Fly-by-Wire Commercial Helicopter // 70thAnnual Forum of the American Helicopter Society. 2014. Montreal. Canada.

6. Вертолет Bell-525 Relentless совершил первый полет. URL: http:// www.ato.ru/conternt/vertolet-bell-525-relentlesssovershil-pervyy-polet.

7. Сапогов В. А., Анисимов К. С., Новожилов А. В. Отказобезопасная вычислительная система для комплексных систем управления полетом летательных аппаратов // Труды МАИ. 2008. № 45.

8. Шушпанов Н. А., Линник М. Ю., Ковязин И. О. Перспективные интегрированные вычислительные комплексы вертолетов // Авиакосмическое приборостроение. 2012. № 2. С. 27—32.

9. Жулев В. И., Иванов В. С. Безопасность полетов летательных аппаратов: (Теория и анализ). М.: Транспорт, 1986.

10. Липатов И. Н. Надежность функционирования автоматизированных систем: конспект лекций. Пермь: Изд-во Перм. ГТУ, 1996.

11. Липаев В. В. Надежность и функциональная безопасность комплексов программ реального времени. М.: Изд. Ин-та системного программирования РАН, 2013.

12. Большаков А. А., Кулик А. А., Сергушов И. В. Исследование взаимодействия комплексной системы управления с устройствами и системами бортового радиоэлектронного оборудования летательного аппарата // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. Управление, информатика и вычислительная техника. 2016. № 1. С. 7—17.

13. Редько П. Г., Амбарников А. В., Ермаков С. А., Карев В. И., Трифонов О. Н. Гидравлические агрегаты и приводы систем управления полетом летательных аппаратов. М.: Олита, 2004. 472 с.


Для цитирования:


Большаков А.А., Кулик А.А. Исследование комплексной системы управления летательного аппарата вертолетного типа при отказах бортового оборудования. Мехатроника, автоматизация, управление. 2019;20(9):568-575. https://doi.org/10.17587/mau.20.568-575

For citation:


Bolshakov A.A., Kulik A.A. Investigation of the Integrated Control System of a Helicopter Type Aircraft in Case of Onboard Equipment Failures. Mekhatronika, Avtomatizatsiya, Upravlenie. 2019;20(9):568-575. (In Russ.) https://doi.org/10.17587/mau.20.568-575

Просмотров: 10


ISSN 1684-6427 (Print)
ISSN 2619-1253 (Online)