

Особенности численного моделирования движения колесного транспортного средства с автоматизированной системой управления торможением
https://doi.org/10.17587/mau.25.537-545
Аннотация
Большинство транспортных средств (ТС) — автомобилей, автобусов, мотоциклов, самолетов и др. — снабжаются на сегодняшний день автоматизированной системой управления торможением. Ее назначение — сократить тормозной путь при сохранении устойчивости движения и управляемости ТС. Наличие в конструкции колесного ТС автоматизированной системы управления торможением приводит к необходимости моделировать движение с учетом этой системы. Поскольку реальное изменение во времени параметров движения ТС является непрерывным, а расчетное — дискретным, появляется проблема верификации таких моделей.
Целью данной работы является сохранение точности и обеспечение устойчивости решения уравнений при численном моделировании движения колесного ТС с автоматизированной системой управления торможением.
Сделан выбор валидированной математической модели движения ТС, снабженного автоматизированной системой управления торможением, и ее программной реализации. Проведены расчетные эксперименты для верификации математической модели движения ТС. Получены его параметры движения в разных режимах и определено их соответствие экспериментальным значениям. Установлено, что шаг интегрирования расчетных параметров движения существенно влияет на результаты вычислений параметров траектории ТС в режимах торможения (прямолинейного и криволинейного). Направление этого влияния неоднозначно. Определено, что неустойчивость решения дают: уравнение для вычисления п родольного скольжения каждого колеса и связанное с ним уравнение тормозящего колеса. Особенно это проявляется при малых значениях скольжения в контакте каждого колеса с опорной поверхностью, характерных для критических значений в соответствии с алгоритмами регулирования системы управления. Разработана и реализована методика получения целевой функции как результата решения задачи выбора шага интегрирования параметров движения колесного ТС с автоматизированной системой управления торможением при обеспечении необходимой точности и устойчивости решения.
Результаты исследования могут найти применение при проектном моделировании движения транспортных средств на эластичных колесах.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. БалакинаРоссия
Д-р техн. наук, профессор,
г. Волгоград.
И. В. Сергиенко
Россия
Канд. техн. наук, мл. науч. сотр.,
г. Волгоград.
Список литературы
1. Белоусов Б. Н., Наумов С. В., Климачкова А. С., Ксеневич Т. И. Транспортная мехатроника — будущее автомобиля // Мехатроника, автоматизация, управление. 2015. Т. 16, № 1. С.38—42.
2. Lee H., Kim M. T., Taheri S. Estimation of Tire-Road Contact Features Using Strain-Based Intelligent Tire // Tire Science and Technology. 2018. Vol. 46, N. 4. P. 276—293. DOI: 10.2346/tire.18.460402.
3. Khaleghian S., Emami A., Taheri S. A technical survey on tire-road friction estimation // Friction. 2017. Vol. 5, N. 2. P. 123—146. DOI: 10.1007/s40544-017-0151-0.
4. Khaleghian S., Ghasemalizadeh O., Taheri S., Flintsch G. A Combination of Intelligent Tire and Vehicle Dynamic Based Algorithm to Estimate the Tire-Road Friction. // SAE International Journal of Passenger Cars. Mechanical Systems. 2019. Vol. 12, N. 2. P. 81—97. DOI: 10.4271/06-12-02-0007.
5. Rajendran S., Spurgeon S. K, Tsampardoukas G., Hampson R. Estimation of road frictional force and wheel slip for effective Anti-lock Braking System (ABS) control // International Journal of Robust and Nonlinear Control (UK). 2018. Vol. 29, N. 2. DOI: 10.1002/rnc.4366.
6. Kang S., Chen J., Qiu G., Tong H. Slip Ratio Adaptive Control Based on Wheel Angular Velocity for Distributed Drive Electric Vehicles // World Electr. Veh. J. (Switzerland). 2023. Vol.14. P. 119. DOI: 10.3390/wevj14050119.
7. Arricale V. M., Genovese A., Tomar A. S., Kural K., Sakhnevych A. Non-Linear Model of Predictive Control-Based Slip Control ABS Including Tyre Tread Thermal Dynamics // Applied Mechanics. 2022. Vol. 3, N. 3. P. 855—888. DOI: 10.3390/applmech3030050.
8. Купреянов А. А., Румянцев Е. О., Загидуллин Р. Ш. Разработка методов улучшения тягово-сцепных свойств автомобиля за счет использования фрикционного потенциала шин на поверхностях, покрытых слоем льда // Известия вузов. Машиностроение. 2016. № 5 (674). C. 9—21.
9. Кристальный С. Р., Балакина Е. В., Попов Н. В. Трение в контакте ошипованного колеса с твердой обледенелой опорной поверхностью // Трение и износ. 2022. Т. 43, № 1. C. 92—104. DOI: 10.32864/0202-4977-2022-43-1-92-104.
10. Балакина Е. В., Кочетков А. В. Коэффициент сцепления шины с дорожным покрытием. М.: Иннновационное машиностроение, 2017. 292 c.
11. Балакина Е. В. Расчет коэффициента сцепления устойчивого эластичного колеса с твердой опорной поверхностью при наличии боковой силы // Трение и износ. 2019. Т. 40, № 6. C. 756—765.
12. Балакина Е. В. Универсальные зависимости параметров фрикционного взаимодействия в опорном контакте упругого колеса// Трение и износ. 2023. Т. 44, № 2. С. 122—134. DOI: 10.32864/0202-4977-2023-44-2-122-134.
13. Lorenčič V. The Effect of Tire Age and Anti-Lock Braking System on the Coefficient of Friction and Braking Distance // Sustainability. 2023. Vol. 15, N. 8. P.1—16. DOI: 10.3390/su15086945.
14. Shuklinov S., Leontiev D., Makarov V., Verbitskiy V., Hubin A. Theoretical studies of the rectilinear motion of the axis of the locked wheel after braking the vehicle on the uphill // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Vol. 1265. P. 69—81.
15. Кравец В. Н. Селифонов В. Н. Теория автомобиля: Учеб. для вузов. М.: ООО "Гринлайт+ ", 2011. 884 с.
16. Тарасик В. П. Теория движения автомобиля. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: БХВ-Петербург, 2022. 576 с.
17. Pacejka H. B. Tire and Vehicle Dynamics. USA: Published by Elsevier Ltd, 2012. 632 p.
18. Jazar R. J. Vehicle Dynamics: Theory and Application. Springer Science + Business Media. LLC, 2015. 1015 p.
19. Wong J. Y. Theory of Ground Vehicles. Canada: Wiley. John Wiley & Sons. Inc., 2022. 560 p. DOI: 10.1002/9781119719984.
20. Балакина Е. В., Зотов Н. М., Федин А. П. Рекомендации по выбору моделей для расчета (jX-s)-диаграмм автомобильных шин по критерию дорожных условий. // Мехатроника, автоматизация, управление. 2016. Т. 17, № 2. С. 128—133. https://doi.org/10.7587/mau.17.128-133.
21. Балакина Е. В., Зотов Н. М., Федин А. П. Особенности компьютерного моделирования в реальном времени процесса торможения автомобильного колеса // Мехатроника, автоматизация, управление. 2015. Т. 16, № 3. С. 174—182. https://doi.org/10.17587/mau.16.174-182
Рецензия
Для цитирования:
Балакина Е.В., Сергиенко И.В. Особенности численного моделирования движения колесного транспортного средства с автоматизированной системой управления торможением. Мехатроника, автоматизация, управление. 2024;25(10):537-545. https://doi.org/10.17587/mau.25.537-545
For citation:
Balakina E.V., Sergienko I.V. Mathematical Modeling Features of the Wheeled Vehicle Movement with an Automated Braking Control System. Mekhatronika, Avtomatizatsiya, Upravlenie. 2024;25(10):537-545. (In Russ.) https://doi.org/10.17587/mau.25.537-545