

Математические модели и алгоритмы бортовой мультиагентной интегрированной системы определения движения
Аннотация
Изложены методологические и технологические аспекты численного синтеза интегрированной многофункциональной системы усвоения навигационной информации, доставляемой разнесенными в пространстве бортовыми датчиками спутникового позиционирования подвижного объекта (технологической платформы, ТП) и совмещенными с ними трехкомпонентными измерителями вектора кажущегося ускорения — 3D-ньютонометрами. Современные методы и практики систем наблюдения и управления движущимися объектами существенно ориентированы на глубокие математически формализованные представления этой предметной области. В свете таких представлений и следует рассматривать содержание статьи о проблеме комплементарности двух различных по физической природе видов информации и о перспективах такого исследования.
Основные модельные математически формализованные конструкции следуют фундаментальной калмановской парадигме "состояние—измерение" и, таким образом, ориентированы на численное решение некорректно поставленных обратных задач определения движения ТП как твердого тела с возможностью работы в реальном времени. В качестве базовой системы координат выбрана эллипсоидальная система, дополнительно к которой введены иные координатные системы, с неизбежной необходимостью обусловливающие решения задач благодаря сформированной совокупности соответствующих транслирующих преобразований. Представлены алгоритмы вычисления кинематических параметров траектории и пространственной ориентации ТП, характеристик каузальности движения — сил и моментов, а также предложены численные решения проблем мобильной векторной гравиметрии и гравитационной градиентометрии. Разработан алгоритм имитации бортового мультипозиционирования, обусловливающий проведение верифицирующих вычислительных экспериментов; их некоторые результаты приведены в статье. Программный комплекс, реализующий рассматриваемые алгоритмы имитации и решения, разработан на языке Julia и позволяет получать полный набор данных состояния всех систем в любой дискретной временной точке имитатора.
Об авторах
А. С. ДевятисильныйРоссия
Доктор технических наук, профессор.
Владивосток.
А. В. Шурыгин
Россия
Младший научный сотрудник.
Владивосток.
Список литературы
1. Ишлинский А. Ю. Классическая механика и силы инерции. М.: Едиториал УРСС, 2018. 320 с.
2. Андреев В. Д. Теория инерциальной навигации. Корректируемые системы. М.: Наука, 1967. 648 с.
3. Kelly R. J., Davis J. Required Navigation Performance (RNP) for Precision Approach and Landing with GNSS Application // Navigation (USA). 1994. N. 1. P. 1—30
4. Перов А. И., Харисов В. Н. ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования. М.: Радиотехника, 2010. 800 с.
5. Parkinson W., Spiker J. J. Global Positioning System: Theory and Applications, vol. 1, Washington, AIAA, 1996.
6. Farrell J. A. Aided Navigation Systems: GPS and High Rate Sensord, New York, McGraw-Hill, 2008, 552 p.
7. Бабич О. А. Вычисление углового положения само- лета по сигналам со спутниковой радионавигационной системы // Изв. РАН. Теория и системы управления. 1996. № 4. С. 152—162.
8. Девятисильный А. С., Крыжко И. Б. Модели навигационных определений с помощью спутниковой системы NAVSTAR // Математический сборник. 1998. № 6. С. 108—117.
9. Девятисильный А. С., Крыжко И. Б. Исследование модели навигационных определений с помощью спутниковой системы типа ГЛОНАСС // Космические исследования. 1999. Т. 37. № 3. С. 261—266.
10. Калман Р., Фалб Л., Арбиб М. Очерки по математической теории систем. М.: Мир, 1971. 400 с.
11. Robert G. B., Patrick Y. C. H. Introduction to rundom signals and applied Kalman filtering. USA, 2012. 383 p.
12. Бюшгенс С. С. Дифференциальная геометрия: учебник для государственных университетов. М.: URSS; Ком-Книга, 2006. 302 с.
13. Robbin J. W., Salamon D. A. Introductiuon to Differential Geometry. Berlin: Springer Spektrum, 2021. 418 p.
14. Лойцянский Л. Г. Механика жидкости и газа. М.: Наука, 1987. 823 с.
15. Девятисильный А. С., Шурыгин А. В., Стоценко А. К. Аналитическое конструирование и численное исследование моделей определения движения на данных ГЛОНАСС // Мехатроника, автоматизация, управление. 2017. Т. 18, № 11. С. 782—787.
16. Peng Y. G., Xu C. D., Li Z. Application of MIEKF optimization algorithm in GPS positioning and velocity measurement // Computer Simulation. 2018. Vol. 35, N. 7. P. 65—69.
17. Галиуллин А. С. Обратные задачи динамики. М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981. 144 с.
18. Alexander G. R. Inverse Problems. Boston: Springer, 2005. 443 p.
19. Вольфсон Г. В. Применение гравиинерциальных технологий в геофизике. СПб.: ГНЦРФ. ЦНИИ "Электроприбор", 2002. 199 с.
20. Li Q., Verdun J., Cali J., Diament M., Maia M. A., Panet I. Estimation of gravity field by mobile gravimetry // American Geophysical Union. Fall Meeting. 2011.
21. Набор данных работы программы. Систем. требования: HDF5, URL: https://owncloud.dvo.ru/s/WFCpara7k-TY5b3H (дата обращения: 25.11.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Девятисильный А.С., Шурыгин А.В. Математические модели и алгоритмы бортовой мультиагентной интегрированной системы определения движения. Мехатроника, автоматизация, управление. 2022;23(6):317-326. https://doi.org/10.17587/mau.23.317-326
For citation:
Devyatisilny A.S., Shurygin A.V. Mathematical Models and Algorithms of the Onboard Multi-Agent Integrated Motion Determination System. Mekhatronika, Avtomatizatsiya, Upravlenie. 2022;23(6):317-326. (In Russ.) https://doi.org/10.17587/mau.23.317-326