Управление избыточностью вычислительных ресурсов интегрированной модульной авионики
Аннотация
Рассматриваются структура и алгоритм управления разнородной избыточностью вычислительной системы перспективной интегрированной модульной авионики. Вычислительные ресурсы системы интегрированной модульной авионики в общем случае представляются неоднородными вычислительными системами, используемыми для обработки информации в составе бортовой интегрированной вычислительной среды. Основу неоднородных вычислительных систем составляют процессорные узлы, избыточность вычислительных систем заключается в том, что число процессорных узлов больше единицы. Ставится задача синтеза такой вычислительной системы, в которой осуществлялось бы автоматическое управление избыточными вычислительными ресурсами за счет использования собственных возможностей процессорных узлов и без использования дополнительных аппаратных ресурсов. Считается, что избыточная вычислительная система выполняет содержательные вычисления решаемой задачи несколькими процессорными узлами параллельно. Все содержательные вычисления по каким-либо признакам изначально разбиты на относительно непродолжительные этапы, предоставляющие возможность оценивания эффективности завершения каждого из них. В основе управления избыточностью вычислительной системы лежат периодическое вычисление и сравнение показателей успешности этапа. Попарный арбитраж процессорных узлов осуществляется по иерархической схеме путем сопоставления значений показателей успешности одноименных этапов. Последующая реконфигурация вычислительной системы выделяет пассивные и ведущие процессорные узлы в парах всех уровней иерархической схемы. Отказ пассивного процессорного узла никак не сказывается на выполнении основного цикла. Отказ ведущего процессорного узла не вызывает перебоев в выдаче результатов вычислений, но разрушает структуру резервов, которая восстанавливается после проведения арбитража в следующем цикле. Отказ ведущего процессорного узла верхнего уровня приводит к сбою выдачи выходных данных в текущем цикле, вычислительный процесс восстанавливается вместе с новой иерархией вычислительной системы в следующем цикле. Предлагаемое решение направлено на парирование как отказов аппаратной части, так и неправильного функционирования программного обеспечения. Приводится методический пример на основе вычислительной системы современного комплекса бортового оборудования самолета транспортной категории.
Об авторах
В. Н. БуковРоссия
Д-р техн. наук, проф.
г. Москва.
В. А. Шурман
Россия
Зам. Главного конструктора.
г. Жуковский.
И. Ф. Гамаюнов
Россия
Канд. техн. наук, доц.
г. Воронеж.
А. М. Агеев
Россия
Канд. техн. наук, доц.
г. Воронеж.
Список литературы
1. Bernard S., Garcia J. Braking Systems with New IMA Generation // SAE Technical Paper, 2011-01-2662.
2. Федосов Е. А., Косьянчук В. В., Сельвесюк Н. И. Интегрированная модульная авионика // Радиоэлектронные технологии. 2015. № 1. С. 66—71.
3. Тарасов А. А. Функциональная реконфигурация отказоустойчивых систем. М.: Логос, 2012.
4. Клепиков В. И. Отказоустойчивость распределенных систем управления. М.: Золотое сечение, 2014.
5. Сарапулов А. В., Уманский А. Б. Реконфигурирование бортовой вычислительной машины для повышения отказоустойчивости // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 38. С. 59—62. DOI: 10.17223/19988605/38/9.
6. Bukov V., Kutahov V., Bekkiev A. Avionics of Zero Maintenance Equipment // 27th Congress of the International Council of the Aeronautical Sciences, 19—24 September 2010, Nice, France, ICAS 2010, CD-ROM Proc. ISBN 978-0-9565333-0-2, Paper Number 7-1-1.
7. Буков В. Н., Евгенов А. В., Шурман В. А. Интегрированные комплексы бортового оборудования с управляемой функциональной избыточностью // Актуальные проблемы и перспективные направления развития комплексов авиационного оборудования: Сб. науч. статей по материалам V Междунар. науч.-практ. конф. Академические Жуковские чтения, 22—23 ноября 2017. Воронеж: КВАЛИС, 2018. С. 23—28.
8. Агеев А. М., Бронников А. М., Буков В. Н., Гамаюнов И. Ф. Супервизорный метод управления технических систем с избыточностью // Изв. РАН. Теория и системы управления. 2017. № 3. С. 72—82.
9. Шульга Т. Э. Метод построения восстанавливающих последовательностей для систем без потери информации // Системы управления и информационные технологии. 2009. № 3(35). С. 407—411.
10. Авакян А. А., Сучков В. Н., Искандеров Р. Д., Шурман В. А., Копненкова М. В., Вовчук Н. Г. Способ и вычислительная система отказоустойчивой обработки информации критических функций летательных аппаратов. Патент RU 2413975 C2. Бюл. № 7 от 10.03.2011.
11. Воробьев А. В., Буков В. Н., Шурман В. А., Дьяченко А. М., Яковлев Ю. А., Гнусин М. Ю. Способ автоматического управления избыточностью неоднородной вычислительной системы и устройство для его реализации. Патент RU 2612569 С2. Бюл. № 7 от 09.03.2017.
Рецензия
Для цитирования:
Буков В.Н., Шурман В.А., Гамаюнов И.Ф., Агеев А.М. Управление избыточностью вычислительных ресурсов интегрированной модульной авионики. Мехатроника, автоматизация, управление. 2019;20(6):376-384. https://doi.org/10.17587/mau.20.376-384
For citation:
Bukov V.N., Shurman V.A., Gamayunov I.F., Ageev A.M. Redundant Computing Resources Management of Integrated Modular Avionics. Mekhatronika, Avtomatizatsiya, Upravlenie. 2019;20(6):376-384. (In Russ.) https://doi.org/10.17587/mau.20.376-384