Человеческий фактор в самолетах 6-го поколения: проблемы техносимбиоза
https://doi.org/10.17587/mau.19.806-811
Аннотация
Проводится анализ проблемы техносимбиоза в самолетах 6-го поколения. Рассматриваются актуальные инженерно-психологические проблемы, возникающие в процессе тематической разработки авиационной техники высокой степени автоматизации. Анализируются базовые концепции тематического и инженерно-психологического проектирования, реализующие принцип парциального включения человека в искусственные интерфейсы и среды. Предложены концепция "умножения возможностей" и симбиотический подход к интеграции летчика и самолета, в соответствии с которыми интеграция летчика (экипажа) с самолетом носит симбиотический характер, и в результате которых возникает новое технобиотическое самоорганизующееся единство, ведущее себя как боевая единица, ориентированная на достижение решающего превосходства над противником.
Показано, что проблема техносимбиоза тесно связана с решением задачи проектирования интерфейсов. Дальнейшее повышение степени интеграции пилота с интерфейсной средой предполагает выход за пределы классических телесных и физико-алгоритмических взаимодействий.
Рассматриваются проблемы средоориентированных тренажерных технологий, используемых для подготовки экипажей и повышения интеграции с системами управления самолета. Показано, что общим недостатком всех средоориентированных систем обучения является их пассивность и отсутствие механизмов обобщения и фиксации положительного учебного опыта. Создание систем обучения для подготовки летчиков для самолетов 6-го поколения требует новой, постнеклассической средоориентированной эргономики тренажеростроения. При обучении в среде делается акцент на внутреннюю активность обучаемого, формирование механизмов самоорганизации ментальных структур профессионала, действующего в виртуальном мире среды обучения.
Показаны направления и технологии техноинтеграции, связанные с возможностью реализации методологии "умножение возможностей" при проектировании авиационных систем повышенной степени автоматизации, реализующих тактическое и стратегическое преимущество в условиях активного противодействия.
Об авторе
С. Ф. СергеевРоссия
Доктор психологических наук, профессор
Список литературы
1. Szoldra P. The F-35 ‘Combat Debut’: A Big Waste of Time for Such a Deadly Stealth Fighter? URL: https:// nationalinterest.org/blog/buzz/f-35-%E2 %80 %98combatdebut%E2 %80 %99-big-waste-time-such-deadly-stealthfighter-32392.
2. Бойкова М. В., Гаврилов С. Д., Гавриличева Н. А. Авиация будущего // Форсайт. 2009. № 1 (9). С. 5—15.
3. Чельцов Б. Ф. Ответы угрозам будущего // Воздушно-космическая оборона. 2007. № 3 (34). С. 13—18.
4. Белкин В., Мельник П. Беспилотные боевые самолеты и боевая авиация 6-го поколения // Авиапанорама. 2008. № 6. С. 43—47; 2009, № 1—3.
5. Скотников А. П., Якубов В. И., Шиховцев С. В. Роль и место беспилотных комплексов в системе вооружения Российской армии // Военная мысль. 2007. № 4. С. 62—68.
6. 5. Голиков Ю. Я. Методология психологических проблем проектирования техники. М.: ПЕРСЭ, 2003.
7. Крылов А. А. Человек в автоматизированных системах управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.
8. Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Принцип активного оператора и распределение функций между человеком и автоматом // Вопросы психологии. 1971. № 3. С. 3—12.
9. Демьяненко Ю. К. Количественные и качественные показатели переработки информации в условиях совмещенной деятельности // Психофизиологические проблемы летного труда и медицинского обеспечения длительности полетов. 1968.
10. Суходольский Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: ЛГУ, 1976.
11. Зараковский Г. М. Эргономическое обеспечение разработки и эксплуатации авиационной техники // Авиационная медицина: руководство / Под ред. Н. М. Рудного, П. В. Васильева, С. А. Гозулова. М.: Медицина, 1986. С. 503—522.
12. Евграфов В. Г., Падерно П. И. Эргономическое обеспечение создания автоматизированных систем обработки информации и управления: учеб. пособие. СПб.: СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 1999.
13. Информационно-управляющие человеко-машинные системы: Исследование, проектирование, испытания: справ. / А. Н. Адаменко и др.; Под общ. ред. А. И. Губинского и В. Г. Евграфова. М.: Машиностроение, 1993.
14. Зинченко Т. П. Опознание и кодирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
15. Венда В. Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика. М.: Машиностроение, 1990.
16. Ломов Б. Ф., Завалова Н. Д., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986.
17. Ломов Б. Ф. Человек и техника. М.: Советское радио, 1966.
18. Дубровский В. Я., Щедровицкий Л. П. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
19. Fitts P. M. (Ed.) Human Engineering. Washington, D. C.: National Research Council, 1951.
20. Костин А. Н. Принцип взаимного резервирования при распределении функций между человеком и автоматикой: автореферат дис. доктора психологических наук: 19.00.03. РАН Ин-т психологии. М., 2000. 43 с.
21. Сергеев С. Ф. Методология эргономического проектирования систем искусственного интеллекта для самолетов 5-го поколения // Мир Авионики. 2007. № 4. С. 48—53.
22. Матурана У. Р., Варела Ф. Х. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. М.: ПрогрессТрадиция, 2001. 224 с.
23. Сергеев С. Ф. Психологические аспекты проблемы интерфейса в техногенном мире // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 5. С. 88—98.
24. Сергеев С. Ф. Виртуальные тренажеры: проблемы теории и методологии проектирования // Биотехносфера. 2010. № 2 (8). С. 15—20.
Рецензия
Для цитирования:
Сергеев С.Ф. Человеческий фактор в самолетах 6-го поколения: проблемы техносимбиоза. Мехатроника, автоматизация, управление. 2018;19(12):806-811. https://doi.org/10.17587/mau.19.806-811
For citation:
Sergeev S.F. The Human Factor in the Aircraft of the 6th Generation: Problems Technosymbiosis. Mekhatronika, Avtomatizatsiya, Upravlenie. 2018;19(12):806-811. (In Russ.) https://doi.org/10.17587/mau.19.806-811