Preview

Мехатроника, автоматизация, управление

Расширенный поиск

Модели бортовой реконструкции параметров морского течения как навигационного фактора по данным ГЛОНАСС

https://doi.org/10.17587/mau.19.601-607

Полный текст:

Аннотация

Предлагается методология исследования поверхностных морских течений, рассматриваемых в качестве природных явлений, мониторинг которых актуален в контексте обеспечения безопасности и целенаправленности разнообразной деятельности человека на море. Особенность этой методологии, отличающая ее от других, состоит в том, что она отождествляет течение с переносным движением управляемого морского объекта, рассматривает его в качестве изменяющегося во времени и географическом пространстве навигационного фактора, требующего бортовой оперативной оценки текущего состояния. Представлены математические модели обратных траекторных задач вида "состояние — измерение", целью и главной составляющей решений которых является оценка вектора скорости морского течения, следующая за реконструкцией вектора абсолютной (относительно твердой Земли) скорости движения объекта по данным его позиционирования ГЛОНАСС; эти модели ассоциированы с моделью задачи оценки производных непрерывной функции времени по ее темпорально измеряемым значениям, имеющей жорданову форму матрицы с индексом нильпотентности, совпадающим с размерностью системы линейных дифференциальных уравнений состояния, что обусловливает дискретизацию задачи по времени без методологических погрешностей и реализацию вычислительных алгоритмов динамического обращения. Приведены результаты вычислительных экспериментов.

Об авторах

А. С. Девятисильный
Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН
Россия

д-р техн. наук, проф.



А. В. Шурыгин
Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН
Россия

мл. науч. сотр.



Список литературы

1. Мысленков С. А., Зацепин А. Г., Сильвестрова К. П., Баранов В. И. Использование дрейфующих буев и буксируемого профилографа для исследования течений на шельфе черного моря // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2014. No 6. С. 73—80.

2. Девятисильный А. С., Шурыгин А. В., Стоценко А. К. Аналитическое конструирование и численное исследование моделей определения движения на данных ГЛОНАСС // Мехатроника, автоматизация, управление. 2017. No 11, Т. 18. C. 782—787.

3. Крюков Н. Д., Шматков В. А. Учет течений, генерируемых ветром, при плавании судов // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. 2015. No 3 (31). С. 23—29.

4. Андреев В. Д. Теория инерциальной навигации. Автономные системы. М.: Наука, 1966. 580 с.

5. Ишлинский А. Ю. Классическая механика и силы инерции. М.: Едиториал УРСС, 2018. 320 с.

6. Калман Р., Фалб Л., Арбиб М. Очерки по математической теории систем. М.: Мир, 1971. 400 с.

7. Хорн Р., Джонсон Ч. Матричный 1989. 656 с.

8. Девятисильный А. С. Модель нейросетевой инерциально-спутниковой навигационной системы с функцией оценки градиента напряженности гравитационного поля Земли // Журнал технической науки. 2016. Т. 86, No 9. С. 20—23.

9. Медич Дж. Статистические оптимальные линейные оценки и управление. М.: Энергия, 1972. С. 440.

10. Техническая документация. URL: http://www.link-quest. com/html/NavQuest600M.pdf. Дата обращения: 24.05.2018.


Рецензия

Для цитирования:


Девятисильный А.С., Шурыгин А.В. Модели бортовой реконструкции параметров морского течения как навигационного фактора по данным ГЛОНАСС. Мехатроника, автоматизация, управление. 2018;19(9):601-607. https://doi.org/10.17587/mau.19.601-607

For citation:


Devyatisilny A.S., Shurygin A.V. Models of Onboard Reconstruction of Sea Current Parameters as a Navigation Factor According to GLONASS Data. Mekhatronika, Avtomatizatsiya, Upravlenie. 2018;19(9):601-607. (In Russ.) https://doi.org/10.17587/mau.19.601-607

Просмотров: 274


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1684-6427 (Print)
ISSN 2619-1253 (Online)