Preview

Мехатроника, автоматизация, управление

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Методы демпфирования колебаний груза и робастного управления ходовой тележкой мостового крана с учетом динамики электропривода

https://doi.org/10.17587/mau.24.412-420

Полный текст:

Аннотация

Объектом управления является ходовая тележка однобалочного мостового крана, предназначенная для перемещения подвешенного груза вдоль пролета. Особенности объекта: одно управление при двух степенях свободы, неопределенность массоинерционных характеристик, воздействие негладких неконтролируемых возмущений. В математической модели учитывается редуцированная динамика двигателя постоянного тока, в качестве управления рассматривается напряжение питания якорной цепи. При этом параметрические и внешние возмущения, влияющие на механическую подсистему, становятся несогласованными (т. е. действуют по разным каналам с управлением) и не могут быть непосредственно компенсированы. В работе рассматриваются две основные задачи, в каждой из которых используются S-образные гладкие сигмовидные функции с насыщением. Первая задача состоит в проектировании траектории тележки с учетом конструктивных ограничений на ее скорость и ускорение. Отслеживание такой траектории должно обеспечить плавный перенос груза за заданное время и демпфирование его колебаний. С этой целью разработана эталонная траектория в виде суммы сигмовидной функции и интеграла от угловой координаты. Предложенное решение не уступает в эффективности существующим аналогам, при этом его реализация требует меньших вычислительных затрат. Вторая задача заключается в разработке робастной следящей системы. Для этого разработана процедура блочного синтеза разрывного истинного управления и сигмовидных фиктивных управлений (локальных связей). Последние являются гладкими аналогами разрывного управления и позволяют подавить с заданной точностью несогласованные возмущения без их идентификации. В отличие от стандартных линейных локальных связей ограниченность сигмовидных фиктивных управлений не приводит к большому перерегулированию переменных состояния, что критично при наличии проектных ограничений. Кроме того, такие фиктивные управления являются реализуемыми в механических объектах и не способствуют износу исполнительного устройства, который неизбежно возникает при использовании разрывных фиктивных управлений. Представлены результаты численного моделирования и проведен сравнительный анализ замкнутых систем с различными фиктивными управлениями: линейными, разрывными и сигмовидными. Результаты численного моделирования продемонстрировали эффективность разработанного подхода.

Об авторах

А. С. Антипов
Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН
Россия

канд. техн. наук, ст. науч. сотр.

г. Москва



С. А. Краснова
Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН
Россия

д-р техн. наук, гл. науч. сотр.

г. Москва



Список литературы

1. Ma B., Fang Y., Zhang X. Adaptive Tracking Control for an Overhead Crane System // In Proc. 17th IFAC World Congress. 2008. P. 12194—12199. https://doi.org/10.3182/20080706-5- KR-1001.02065.

2. Wu Z. Optimal motion planning for overhead cranes // IET Control. Theory Appl. 2014. Vol. 8. P. 1833—1842. https://doi. org/10.1049/iet-cta.2014.0069.

3. Zhang M., Ma X., Song R., Rong X., Tian G., Tian X., Li Y. Adaptive Proportional-Derivative Sliding Mode Control Law with Improved Transient Performance for Underactuated Overhead Crane Systems // IEEE/CAA J. Autom. Sin. 2018. Vol. 5, N. 3. P. 683—690. https://doi.org/10.1109/JAS.2018.7511072.

4. Кабанов С. А., Никулин Е. Н., Якушев Б. Э., Якушева Д. Б. Оптимальное управление перемещением груза мостовым краном // Приборостроение. 2011. № 5. С. 56—65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimalnoe-upravlenieperemescheniem-gruza-mostovym-kranom.

5. Ловейкин В. С., Ромасевич Ю. А. Оптимизация управления движением мостового крана // Наука и техника. 2018. Т. 17, № 5. С. 413—420. https://doi.org/10.21122/2227-1031- 2018-17-5-413-420.

6. Toxqui R., Yu W., Li X. PD Control of Overhead Crane with Velocity Estimation and Uncertainties Compensation // In Proc. 6th World Congress on Intelligent Control and Automation. 2006. P. 139—143. https://doi.org/10.1109/WCICA.2006.1712378.

7. Mohamed K. T., Abdel-razak M. H., Haraz E. H., Ata A. A. Fine tuning of a PID controller with inlet derivative filter using Pareto solution for gantry crane systems // Alex. Eng. J. 2021. Vol. 61, N. 9. P. 6659—6673. https://doi.org/10.1016/j.aej.2021.12.017.

8. Li H., Hui Y.-B., Wang Q., Wang H.-X., Wang L.-J. Design of Anti-Swing PID Controller for Bridge Crane Based on PSO and SA Algorithm // Electronics. 2022. Vol. 11, N. 19. P. 1—21. https://doi.org/10.3390/electronics11193143.

9. Круглов С. П., Аксаментов Д. Н. Метод адаптивного управления мостовым краном с прямым отслеживанием перемещения груза // Мехатроника, автоматизация, управление. 2020. Т. 21, № 12. С. 682—688. https://doi.org/10.17587/ mau.21.682-688

10. Круглов С. П., Ковыршин С. В., Аксаментов Д. Н. Адаптивное управление двухмаятниковым подвесом мостового крана // Мехатроника, автоматизация, управление. 2022. Т. 23, № 9. С. 451—461. https://doi.org/10.17587/mau.23.451-461.

11. Shyu K.-K., Jen C.-L., and Shang L.-J. Design of slidingmode controller for anti-swing control of overhead cranes // In Proc. 31st Annual Conference of IEEE Industrial Electronics Society. 2005. P. 1—6. https://doi.org/10.1109/IECON.2005.1568895.

12. Huan X., Niu D., Li Q., Yang J., Liu G., Chen X., Xiao X. Sliding Mode Observation and Control for Overhead Cranes with Varying Rope Length // In Proc. China Automation Congress (CAC). 2021. P. 4578—4583. https://doi.org/10.1109/ CAC53003.2021.9727319.

13. Shehu M. A., Li A.-J., Tian H. Modified Higher-Order Sliding Mode Observer-Based Super-Twisting Controller for Perturbed Overhead Cranes // In Proc. 2019 Chinese Automation Congress (CAC). 2019. P. 255—260. https://doi.org/10.1109/ CAC48633.2019.8997439.

14. Zhang M., Zhang Y., Cheng X. Finite-Time Trajectory Tracking Control for Overhead Crane Systems Subject to Unknown Disturbances // IEEE Access. 2019. Vol. 7. P. 55974— 55982. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2019.2911538.

15. Xi Z., Hesketh T. Discrete time integral sliding mode control for overhead crane with uncertainties // IET Control. Theory Appl. 2010. Vol. 4, N. 10. P. 2071—2081. https://doi.org/10.1049/ iet-cta.2009.0558.

16. Cao X., Wang Z., Zhang X. Precise Locating Control for a Polar Crane Based on Sliding Mode Active Disturbance Rejection Control and Quadratic Programming Algorithm // Machines. 2021. Vol. 9, N. 2. P. 1—21. https://doi.org/10.3390/ machines9020022.

17. Xu R., Zhou M. Sliding mode control with sigmoid function for the motion tracking control of the piezo-actuated stages // Electron. Lett. 2017. Vol. 53, N. 2. P. 75—77. https://doi. org/10.1049/el.2016.3558.

18. Антипов А. C., Краснова C. А. Система стабилизации положения тележки крана с использованием сигмоидальной функции // Мехатроника, автоматизация, управление. 2019. Т. 20, № 10. С. 609—614. https://doi.org/10.17587/mau.20.609-614.

19. Краснова С. А., Уткин А. В. Сигма-функция в задачах синтеза наблюдателей состояний и возмущений // Пробл. управл. 2015. № 5. С. 27—36.

20. Антипов А. С., Краснова С. А., Уткин В. А. Синтез инвариантных нелинейных одноканальных систем слежения с сигмоидальными обратными связями с обеспечением заданной точности слежения // Автоматика и телемеханика. 2022. № 1. С. 40—66.

21. Antipov A. S., Krasnova S. A. Using of Sigmoid Functions in the Control System of the Overhead Crane // In Proc. 16th Int. Conf. "Stability and Oscillations of Nonlinear Control Systems". 2022. P. 1—4 https://doi.org/10.1109/STAB54858.2022.9807588.

22. Utkin V. I., Guldner J., Shi J. Sliding mode control in electromechanical systems. New York: CRC Press, 2009. 503 p.


Рецензия

Для цитирования:


Антипов А.С., Краснова С.А. Методы демпфирования колебаний груза и робастного управления ходовой тележкой мостового крана с учетом динамики электропривода. Мехатроника, автоматизация, управление. 2023;24(8):412-420. https://doi.org/10.17587/mau.24.412-420

For citation:


Antipov A.S., Krasnova S.A. Methods for Damping Payload Oscillations and Robust Control of an Overhead Crane Trolley Considering the Dynamics of the Electric Drive. Mekhatronika, Avtomatizatsiya, Upravlenie. 2023;24(8):412-420. (In Russ.) https://doi.org/10.17587/mau.24.412-420

Просмотров: 57


ISSN 1684-6427 (Print)
ISSN 2619-1253 (Online)