Preview

Мехатроника, автоматизация, управление

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Количественная оценка изменения функционального состояния человека за время полета летательного аппарата

https://doi.org/10.17587/mau.23.651-660

Полный текст:

Аннотация

Обсуждаются предварительные результаты применения разработанного подхода к количественной оценке изменения функционального состояния человека за время полета летательного аппарата. Для такой оценки используется сравнение результатов стабилометрических и окулографических обследований пассажира летательного аппарата, проведенные до и после полета. В серии полетов на легкомоторных летательных аппаратах приняли участие 14 добровольцев обоего пола, для которых провели 21 пару предполетных и послеполетных обследований. Для имеющейся выборки добровольцев в ходе этих обследований выявлены параметры, которые имеют устойчивую тенденцию к изменению. Эти параметры характеризуют качество зрительного слежения и возможности удержания человеком вертикальной позы. Доля проб, у которых после полета отмечено снижение средней скорости медленных фаз нистагма, возникающего при оптокинетической стимуляции, превысило 70 %. У большинства добровольцев заметны изменения стабилометрических параметров для оптокинетической пробы и пробы с удержанием равновесия на неустойчивой опоре в виде пластины пенополиуретана. Более чем в 70 % этих проб после полета изменялись скорости слежения, средняя скорость центра давления и показатель качества функции равновесия. Отмечено, что показатель Херста после полета снижался при вставании на пластину пенополиуретана у подавляющего числа обследуемых по сравнению с со значением в фоновой пробе, в то время как до полета изменение этого параметра носит разнонаправленный характер. В стабилометрическом тесте со "ступенчатым отклонением", при котором доброволец по команде совершал быстрые наклоны на небольшой угол за счет изменения угла в голеностопном суставе у 75 % обследуемых после полетов отмечено снижение средней скорости. Полученные результаты предполагается использовать для оценки качества симуляции полета с использованием тренажерных стендов.

Об авторах

П. А. Кручинин
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

канд. физ.-мат. наук, доц



А. П. Кручинина
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

канд. физ.-мат. наук, ассистент



И. А. Кудряшов
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

канд. физ.-мат. наук, науч. сотр.



А. А. Любкевич
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

аспирант



Я. Ю. Миняйло
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

аспирант



М. А. Подоприхин
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

студент



В. А. Чертополохов
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

науч. сотр.



Список литературы

1. Волошин Н. В., Михеев Ю. В. и др. Проведение исследований на КТС Ан-26Б, Ил-86 и др. для обоснования допусков воспроизведения эргономических характеристик системы "летчик—самолет" в системе "летчик—тренажер". Отчет по НИР 1.01.02.151* НЭЦ АУВД, гос. рег. No 0I860095154. М., 1988.

2. Judy A. D. A Study of Flight Simulation Training Time, Aircraft Training Time, and Pilot Competence as Measured by The Naval Standard Score: PhD. diss. Lakeland(USA). Southeastern University. 2018. 82 p. URL: https://firescholars.seu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1021&context=coe (дата обращения 15.03.2022)

3. Руководство по летной эксплуатации самолета Z-142. Воронеж, 2015. 81 с.

4. Boril J., Jirgl M., Jalovecky R. Use of Flight Simulators in Analyzing Pilot Behavior // IFIP Advances in Information and Communication Technology book series (IFIPAICT). 2016. Vol. 475. P. 255—263. DOI: 10.1007/978-3-319-44944-9_22.

5. Сериков В. В., Юшкова О. И., Богданова В. Е. и др. Оценка функционального состояния организма летчиков во время смоделированного полета на тренажере // Вестник ТвГУ. Серия: Биология и экология. 2020. № 1. C. 17—30.

6. Жильцова И. И., Альжев Н. В. Опыт применения компьютерной стабилографии для предполетного и послеполетного контроля функционального состояния организма летчиков // Военно медицинский журнал. 2020. № 12. C. 47—54.

7. Переяслов Г. А., Слива С. С. Методическое обеспечение стабилоанализатора "СТАБИЛАН—01" // Известия ТРТУ. 2002. Тематический выпуск: МИС-2002. С. 82—88.

8. Chen X., Wang Q., Luo C. et al. Increased functional dynamics in civil aviation pilots: Evidence from a neuroimaging study // PLOS ONE. 2020. V. 15, N. 6. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0234790 (дата обращения 15.03.2022).

9. Kiroi V., Aslanyan E., Bakhtin O. EEG Correlates of the Functional State of Pilots during Simulated Flights // Neuroscience and Behavioral Physiology. 2016. Vol. 46, N. 4. P. 374—381.

10. Feng Ch., Wanyan X., Yang K. et al. A comprehensive prediction and evaluation method of pilot workload // Technology and health care: official journal of the European Society for Engineering and Medicine. 2018. Vol. 26, N.1. P. 1—14.

11. Благинин А. А., Котов О. В., Жильцова И. И. и др. Возможности компьютерной стабилографии в оценке функционального состояния организма оператора авиакосмического профиля// Военно медицинский журнал. 2016. № 8. C. 51—57

12. Пальчун В. Т., Кунельская Н. Л., Горбушева И. А. и др. Современные методы диагностики вестибулярных расстройств // Лечебное дело. 2006. № 1. C. 53—60.

13. Лихачев С. А., Марьенко И. П. Статокинетическая характеристика вестибулярной дисфункции у пациентов с васкулярной компрессией преддверно-улиткового нерва// Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2015. № 7. C. 35—39.

14. Руководство пользователя "Стабилан-01-2": программно-методическое обеспечение компонент стабилографического комплекса Stabmed2. ЗАО "ОКБ "РИТМ", Таганрог, 2011. 279 с.

15. Кручинин П. А. Анализ результатов стабилометрических тестов со ступенчатым воздействием c точки зрения механики управляемых систем // Биофизика. 2019. Т. 64, № 5. С. 1010—1020.

16. Белопольский В. И. Взор человека: механизмы, модели, функции. М.: Институт психологии РАН, 2007. 415 c.

17. Якушев А. Г., Каспранская Г. Р., Сучалкина А. Ф., Штефанова О. Ю. Математическое моделирование нистагма как механизма стабилизации взора при движении // Известия Института инженерной физики. 2009. № 14. С. 27—31.

18. Скворцов Д. В. Клинический анализ движений. Стабилометрия. М.: АОЗТ "Антидор", 2000. 192 с.

19. Доценко В. И., Усачев В. И. Стабилометрия в диагностике постуральных нарушений в клинической практике: векторный анализ статокинезиграммы // Реабилитация. 2018. № 2(17). C 13—15.

20. Кручинин П. А. Механические модели в стабилометрии // Российский журнал биомеханики. 2014. Т. 18, № 2. С. 184—193.

21. Mandelbrot B. B., Van Ness J. W. Fractional Brownian motions, fractional noises and applications // SIAM Rev. 1968. Vol. 10. P. 422—437.

22. Collins J. J., De Luca C. J. Open-loop and closed-loop control of posture: A random walk analysis of center-of-pressure trajectories // Experimental Brain Research. 1993. Vol. 95(2). P. 308—318.

23. Лях Ю. Е., Горшков О. Г., Гурьянов В. Г., Выхованец Ю. Г. Моделирование механизмов саморегуляции вертикальной позы человека // Клин. информатика и телемедицина. 2011. № 8. С. 16—20.

24. Schmittbuhl J., Vilotte J.-P., Roux S. Reliability of self-affine measurements // Physical Review E. 1995. Vol. 51(1). P. 131—147.

25. Муртазина Е. П. Функциональные особенности выполнения стабилографических тестов у испытуемых с различными антропометрическими данными // Изв. ЮФУ. Техн. науки. 2009. № 9(98). C. 123—127.

26. Шлыков В. Ю., Киреева Т. Б., Левик Ю. С. Изменения стабилографических показателей у больных паркинсонизмом // Изв. ЮФУ. Техн. науки. 2008. № 6(83). C. 112—114.


Рецензия

Для цитирования:


Кручинин П.А., Кручинина А.П., Кудряшов И.А., Любкевич А.А., Миняйло Я.Ю., Подоприхин М.А., Чертополохов В.А. Количественная оценка изменения функционального состояния человека за время полета летательного аппарата. Мехатроника, автоматизация, управление. 2022;23(12):651-660. https://doi.org/10.17587/mau.23.651-660

For citation:


Kruchinin P.A., Kruchinina A.P., Kudryashov I.A., Liubkevich A.A., Minyaylo Y.Yu., Podoprikhin M.A., Chertopolokhov V.A. Quantifi cation of Changes in the Functional Status of a Person During the Aircraft Flight. Mekhatronika, Avtomatizatsiya, Upravlenie. 2022;23(12):651-660. (In Russ.) https://doi.org/10.17587/mau.23.651-660

Просмотров: 199


ISSN 1684-6427 (Print)
ISSN 2619-1253 (Online)