Preview

Мехатроника, автоматизация, управление

Расширенный поиск

Теоретические основы построения электронной системы пространственного измерения воздушных сигналов летательного аппарата с одним неподвижным приемником набегающего воздушного потока

https://doi.org/10.17587/mau.23.384-390

Аннотация

Отмечается необходимость получения достоверной информации о воздушных сигналах, определяющих пространственное движение летательных аппаратов (ЛА), в том числе малоразмерных, беспилотных и пилотируемых, для обеспечения безопасности полета в приземном возмущенном слое атмосферы.
Показано, что традиционные системы воздушных сигналов ЛА, реализующие аэродинамический и флюгерные методы измерения параметров набегающего воздушного потока с помощью установленных на правом и левом борту и распределенных по фюзеляжу приемников воздушных давлений, температуры торможения и флюгерных датчиков аэродинамических углов атаки и скольжения, имеют сложную конструкцию, значительную массу и стоимость, что ограничивает их применение на малоразмерных, беспилотных и других классах ЛА.
Отмечается, что разрабатываемая система воздушных сигналов с одним неподвижным приемником набегающего воздушного потока, построенная на основе вихревого метода измерения параметров набегающего воздушного потока, позволяет существенно упростить конструкцию и снизить массу системы, однако обеспечивает измерение только в азимутальной или вертикальной плоскостях в ограниченном диапазоне измерения аэродинамического угла. Разрабатываемая система воздушных сигналов, реализующая ионно-меточный метод измерения параметров набегающего воздушного потока, позволяет обеспечить панорамное измерение аэродинамического угла, но также только в одной плоскости при усложнении конструкции и повышении требований к идентичности каналов многоканальной измерительной схемы, что также ограничивает их применение на малоразмерных ЛА.
Известные возможности и достоинства ультразвукового метода измерения параметров газовых потоков и панорамного датчика аэродинамического угла и истинной воздушной скорости с неподвижным приемником набегающего воздушного потока определили предложение использовать ультразвуковой метод для пространственного измерения воздушных сигналов.
Раскрывается функциональная схема электронной системы пространственного измерения воздушных сигналов ЛА с одним (интегрированным) неподвижным приемником набегающего воздушного потока и ультразвуковыми измерительными каналами, подключенными ко входу вычислителя. Для расширения функциональных возможностей на внешней обтекаемой поверхности приемной платы системы установлено отверстие-приемник статического давления, соединенное пневмоканалом со входом датчика абсолютного давления с частотным выходом, который также подключен ко входу вычислителя, на выходе которого формируются цифровые выходные сигналы системы воздушных сигналов ЛА.
Получены аналитические модели информативных сигналов и алгоритмов пространственного определения воздушных сигналов в измерительных каналах электронной системы с одним неподвижным приемником набегающего воздушного потока.
Раскрываются существенные преимущества рассматриваемой электронной системы, повышающие конкурентоспособность и эффективность применения системы на малоразмерных и других классах ЛА для повышения безопасности полета и эффективности решения полетных задач.

Об авторах

В. М. Солдатки
Казанский национальный исследовательский технический университет им А. Н. Туполева-КАИ
Россия

Д-р техн. наук, проф.



Б. И. Мифтахов
Казанский национальный исследовательский технический университет им А. Н. Туполева-КАИ
Россия

Аспирант



В. В. Солдаткин
Казанский национальный исследовательский технический университет им А. Н. Туполева-КАИ
Россия

Д-р техн. наук, проф.



Е. С. Ефремова
Казанский национальный исследовательский технический университет им А. Н. Туполева-КАИ
Россия

Канд. техн. наук, доц.



А. В. Никитин
Казанский национальный исследовательский технический университет им А. Н. Туполева-КАИ
Россия

Канд. техн. наук, доц.



Список литературы

1. Практическая аэродинамика маневренного самолета / Под ред. Н. М. Лысенко. М.: Воениздат, 1977. 439 с.

2. Деревянкин В. П. Обнаружение нештатных ситуаций и предотвращение критических режимов полета // Изв. вузов. Авиационная техника. 2004. № 3. С.54—57.

3. Солдаткин В. М. Методы и средства построения бортовых информационно-управляющих систем обеспечения безопасности полета. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та. 2004. 350 с.

4. Клюев Г. И., Макаров Н. Н., Солдаткин В. М., Ефимов И. П. Измерители аэродинамических параметров летательных аппаратов. Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2005. 509 с.

5. Кравцов В. Г., Алексеев Н. В. Аэрометрия высотноскоростных параметров летательных аппаратов // Приборы и системы: Управление, контроль, диагностика. 2000. № 8. С. 47—50.

6. Макаров Н. Н. Системы обеспечения безопасности функционирования бортового эргатического комплекса: Теория, проектирование, применение. М.: Машиностроение / Машиностроение—Полет, 2009. 760 с.

7. Солдаткин В. М., Ефремова Е. С. Особенности построения и анализ статической точности вихревой системы воздушных сигналов дозвукового летательного аппарата // Мехатроника, автоматизация, управление. 2019. Т. 20, № 7. С. 443—448.

8. Солдаткин В. М., Солдаткин В. В., Крылов Д. Л. Теоретические основы построения системы воздушных сигналов самолета с неподвижным невыступающим приемником потока // Мехатроника, автоматизация, управление. 2017. Т. 18, № 7. С. 495—502.

9. Кремлевский П. П. Расходомеры и счетчики количества. Л.: Машиностроение, 1973. 776 с.

10. Солдаткин В. М., Солдаткин В. В., Ефремова Е. С., Мифтахов Б. И. Модели формирования и обработки сигналов панорамного датчика аэродинамического угла и истинной воздушной скорости // Мехатроника, автоматизация, управление. 2021. Т. 22, № 7. С. 442—448.

11. ГОСТ 4401-81. Атмосфера стандартов. Параметры. М.: Изд-во Стандартов, 1981. 179 с.

12. Браславский Д. А., Логунов С. С., Пельпо Д. С. Авиационные приборы и автоматы. М: Машиностроение, 1970. 432 с.

13. Залманзон Л. А. Проточные элементы пневматических приборов контроля и управления. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 249 с.


Рецензия

Для цитирования:


Солдатки В.М., Мифтахов Б.И., Солдаткин В.В., Ефремова Е.С., Никитин А.В. Теоретические основы построения электронной системы пространственного измерения воздушных сигналов летательного аппарата с одним неподвижным приемником набегающего воздушного потока. Мехатроника, автоматизация, управление. 2022;23(7):384-390. https://doi.org/10.17587/mau.23.384-390

For citation:


Soldatkin V.M., Miftakhov B.I., Soldatkin V.V., Efremova E.S., Nikitin A.V. Theoretical Foundations of Construction of the Electronic System for Spatial Measuring of Air Signals Aircraft Plane’s with One Fixed Receiver of Incoming Air Flow. Mekhatronika, Avtomatizatsiya, Upravlenie. 2022;23(7):384-390. (In Russ.) https://doi.org/10.17587/mau.23.384-390

Просмотров: 249


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1684-6427 (Print)
ISSN 2619-1253 (Online)